Проделанный анализ современной русской женской поэзии как особой культурной парадигмы позволяет сделать следующие выводы:
В современной исследовательской литературе существует два подхода в изучении проблемы женственности, женской субъективности, самоидентификации женщины. Первый подход определения женственности через соотношение с мужчиной, как Другим (Симона де Бовуар, И. Жеребкина, Элен Сиксу и др.). Второй подход характерен для постструктуралистской эстетики, утверждающей равенство субъектов, так как, согласно Ж. Деррида, любой субъект не имеет центра, поскольку он (субъект) есть носитель бесконечного текста. И современному человеку желательно обладать равным количеством мужских и женских черт (Ж. Деррида, Ш. Берн, И. Шаберт и др.).
Исследование показало, что выбранные нами диаметрально противоположные поэтессы Искренко и Николаева проблему отношений мужчины и женщины и женской идентичности в основном решают в традициях патриархатного сознания. Во все времена женщина считалась «женственной» в прямом смысле этого слова, если среди прочих достоинств физических (красота лица, тела), обладала душевными качествами: мягкостью характера, добротой, скромностью, эмоциональностью и повышенной чувствительностью, милосердием, а главное способностью любить мужчину и быть любимой. Если все это реализуется в жизни женщины, она чувствует себя уверенной и счастливой. Женщина чувствует себя уверенно только тогда, когда она желаема другим. Самым ужасным для женщины является потеря любви другого к ней, потому что только любовь указывает ей на её собственную ценность. Поэтому главной темой у обеих поэтесс становится тема Любви женщины. В отличие от современной прозы, женщина в современной женской поэзии не находится в состоянии исключенности из социума и не воспринимается как Чужой элемент. Однако, благодаря своему стремлению к самопознанию и самовыражению женщина способна самоидентифицироваться.
В концептуалистской поэзии Нины Искренко идентичность женщины проявляется через ироническое отношение к мужчине и к самой себе. Женские персонажи в ее поэзии являются олицетворением сумбурности, взбалмошности, непостоянства. Женщина, словно сатанинское начало, которое тянет мужчину в бездну. Разрушая лирическое «я» как центр поэзии, Искренко вводит систему масок персонажей. Наиболее частотными масками становятся: 1) маска женщины, задавленной советским бытом, 2) маска обывательницы, 3) маска женщины-амазонки (зачастую пьяной амазонки). Женские персонажи, представленные Ниной Искоренко очень разные, их объединяет ирония и самоирония и в то же время трагическое одиночество. Вся поэтика Искренко согласуется с эстетикой постмодернизма: повышенная интертекстуальность, разрушение традиционных формальных структур (особенно в синтаксисе), игра с языком, что порождает абсурдное, алогичное восприятие действительности. Особенно в мире отношений мужчины и женщины.
Женский мир Олеси Николаевой отличается от постмодернистских представлений Искренко, что определяется христианским мироощущением поэтессы. Окружающий лирическую героиню Николаевой мир прекрасен, она отождествляет свое человеческое «я» с миром природы. Николаева видит женскую инаковость в креативной способности воспроизведения новой жизни, поэтому ее сопровождает символика воды и света. В каждой земной женщине она видит отсвет Богородицы, как символ светлого возрождающего начала. У Олеси Николаевой, как показал анализ, мы обнаруживаем в стихотворениях два плана: первый легко прочитываемый, второй план - символический, который позволяет углубиться и раскрыть смысл в понимании женского, мужского и их связи между собой. Творчество Олеси Николаевой согласуется с религиозной православной духовностью. Пространство духа - является тем пространством, в котором женщина самоопределяется и познает себя через диалог с Богом. В указанном пространстве, согласно Николаевой, должен находится и мужчина, который не противопоставляется женщине, а связывается с нею узами брака.. Только тогда женщина ощущает себя равной мужчине, а отношения с ним строятся на взаимном понимании, доверии и любви. В этом единстве женщина обретает свою самоидентичность. Часто женщина Николаевой наделяется такими качествами, как стойкость, терпение, ум, которые в патриархатном сознании атрибутируются мужчине. В зрелом творчестве Николаевой женщина оказывается способной самоопределиться и в мужском мире, однако, по мнению поэтессы, это не приносит ей радости. В отличие от Искренко Николаева принимает лишь некоторые черты эстетики постмодернизма, оставаясь в традициях классических, которые сплетаются у нее с образностью русского фольклора, с языком современного города.